Здоровьесберегающие технологии

КГБОУ Минусинская общеобразовательная школа-интернат № 8

Пресса о нас!

Участие в олимпиаде!

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников

  

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении “физического благополучия” участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется “состоянию психического и социального благополучия”.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Одна из задач, которую поставит перед собой в последние годы наша школа, можно озвучить  так: “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”. Значит, проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

В процессе обучения в соответствии с целью здоровьесберегающих технологий мы ставим следующие задачи:

1. сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе,

2. научить применять полученные знания в повседневной жизни.

В своей работе учителя начальных классов придерживаются следующихпринципов:

1. учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;

2. учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);

3. соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);

4. соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);

5. введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.

        Педагогами нашей школы решено так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

         Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. И поэтому регулярные занятия физической культурой и проведение физкультминуток благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка. Перечислю, каким требованиям и рекомендациям придерживаются учителя при проведении физкультминуток.

Требования к проведению физкультминуток:

·         Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

·         Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

·         Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

·         Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

·         Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;

·         Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

·         Упражнения для снятия общего или локального утомления;

·         Упражнения для кистей рук;

·         Гимнастика для глаз;

·         Гимнастика для слуха;

·         Упражнения, корректирующие осанку;

·         Дыхательная гимнастика.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

 

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

КГБОУ "Минусинская общеобразовательная школа-интернат №8", телефон/факс приёмной 8(39132) 4-05-73, email: int8@minusa.ru

Адрес (юридический и фактический): 662606, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Народная, д. 72